суббота, 20 февраля 2010 г.

Sandy Bull 1963 "Fantasias for Guitar & Banjo"



bio (rus)

1. Blend (Sandy Bull) - 22:00
2. Carmina Burana Fantasy (Carl Orff) - 4:34
3. Non Nobis Domine (William Byrd) - 1:38
4. Little Maggie (Sandy Bull) - 4:09
5. Gospel Tune (Sandy Bull) - 10:01


В 1962 году Сэнди Булл подписал контракт с фирмой Vanguard Records, чьи менеджеры уже год добивались его согласия на запись полноценного диска. Булл решился лишь тогда, когда в его воображении родилась знаменитая в будущем композиция «Blend» (Смесь). Альбом «Fantasias for Guitar and Banjio» записывался во второй половине 1962 года и вышел уже в начале 1963.

«Свой первый альбом я записывал после того, как услышал the Staple Singers. Я загорелся, потому что любил вибрирующий звук Fender’а. Так что я купил Fender Stratocaster‘62. Еще в средней школе, в хоре, мы разучивали каноны Вильяма Бёрда. Я уже слышал, как Пит Сигер играл на банджо некоторые вещи Бетховена, и решил попробовать. Канон Бёрда имел три части, и я рассчитал, как исполнить две из них на банджо… “Blend” была навеяна, когда я слушал Рави Шанкара и Али Акбар Хана в Нью-Йорке. Они играли на гитаре, настроенной к индийским барабанам. Я изучил много самой разной фолк-музыки, которую всегда любил, и пробовал совмещать разные ее части вместе. Две из секций Carmina Burana легко уложились в настройку банджо, и это стало довольно популярным».

Сам альбом с его ударной композицией «Blend», вобравшей в себя музыкальные знания и пристрастия музыканта, не стал сенсацией в мире современной музыки, не породил массовый психоз и не занял высокое место в чартах. Случилось нечто более существенное: он тотчас стал классикой андерграунда. Особенно влиятельной пластинка стала на Западном побережье, в Калифорнии, где подрастало молодое разноплеменное поколение, вскоре создавшее San-Francisco Sound и составившее славу Fillmore West. И еще. Об альбоме «Fantasias for Guitar and Banjio» узнали в Лондоне, где Сэнди Булл вскоре стал значительной фигурой среди гитаристов Фолк-Возрождения. Им ничего не оставалось, как учиться и ставить его в один ряд с Дэйви Грэмом.

Двадцатидвухминутную «Blend» Сэнди исполнял на акустическом Мартине, с поддержкой ударных Билли Хиггинса. Это произведение Булл отнес к категории «новой гитарной раги», но критики, склонные к эффектным эпитетам, нарекли плод синтеза Восток-Запад более замысловато – «психоделический фолк» (psychedelic folk). В скором будущем появится и «психоделический рок», и те же критики будут вести нешуточный спор о том, кому принадлежит честь быть его первооткрывателем. Будут упоминаться множество громких имен и названий, приводиться неопровержимые аргументы, дополняемые наукообразными словами, вроде «концептуальный». Нас поочередно будут отправлять на холмы Сан-Франциско, в лондонские пабы, в ливерпульские подвалы, в нью-йоркские гаражи и даже на гамбургский Риппербан… Будет спор и о том, что же все-таки это такое, «психоделия»? Плод ли воздействия на мозги наркотиков, так называемой «кислоты», или результат болезненного воображения моложавых необразованных рокеров? Выяснение продолжается и по сей день…

Если «Blend» (Смесь) обнаружила повышенный интерес у молодой публики, то «Carmina Burana Fantasy», исполненная на одиноком пятиструнном банджо, вызвала больше недоумения. Почему Сэнди Булл отважился столь минимальными средствами выразить грохочущие, клокочущие и низвергающиеся потоки, которых Карл Орф (1895-1982) добивался с помощью симфонического оркестра и большого хора? Ведь Булл взялся исполнить начало этого произведения – «Fortuna Imperatix Mundi», которую слушать без содрогания невозможно. Признаюсь, я боюсь этого дъявольского вступления, пусть и посвященного Богу.

O Fortuna,
velut Luna
statu variabilis,

semper crescis
aut decrescis;
vita detestabilis
nunc obdurat
et tunc curat
ludo mentis aciem,
egestatem,
potestatem
dissolvit ut glaciem…

Уже отмечалось, что Сэнди пел в школьном хоре, а произведение Орфа входило программу. Этот немецкий композитор много работал с детьми в основанной им школе и даже создал музыкально-педагогическую систему. В музыкальном словаре Гроува об этом сказано: «Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах. В своем творчестве для взрослых он также культивировал простейшие формы музыкального поведения. Стилистика музыки Орфа определяется преобладанием ударных тембров, остинантными ритмами (то есть их многократными повторениями), лаконичными диатоническими темами, элементарными гармониями».

Очевидно, в школе, где учился Булл, применялась музыкально-педагогическая система Орфа, и Сэнди многое из нее заимствовал. Исполнение фантазии «Carmina Burana» было скорее данью школьным годам и самому Орфу, а также желанием доказать, что пятиструнный банджо способен воспроизводить не только сочинения Бетховена, как это делал Пит Сигер, но и современных композиторов-симфонистов. Отдавая должное поискам и экспериментам Булла, признаем, что банджо предназначен для вещей более легких и незамысловатых, что доказал сам Сэнди, живо исполнив «Little Maggie», при этом весело притоптывая.

Напомню, свой альбом Сэнди назвал «Фантазии для гитары и банджо», и если «Blend» была фантазией для акустического Мартина, «Кармина Бурана» - для банджо, то десятиминутная «Gospel Tune» предназначалась для стратокастера. Это самая запоминающаяся пьеса, дающая представление о подлинном звучании электрогитары. Если бы Сэнди Булла угораздило добавить жесткую ритм-секцию, мы бы получили нечто такое, о существовании чего в середине 1962 года еще никто не подозревал! Но Булл использовал только приставку Hi-hot, которая, согласно учению Карла Орфа, создавала простейший минимальный ритм…



Sandy Bull - Acoustic Guitar (1), Banjo (2-4), Electric Guitar (5)
Billy Higgins - Drums (1, 5)

Vanguard VRS 9119 (LP, 1963)

Instrumental Psychedelic Folk


MP3 192 kbps, 59.61 MB:
http://sharebee.com/b20fffd5



Комментариев нет: