пятница, 12 февраля 2010 г.

Richard Strauss "Also Sprach Zarathustra / Don Juan" (Bernard Haitink, 1973)



Richard Strauss (1864-1949)
Also sprach Zarathustra, tone poem op. 30
  1. Einleitung (Introduction) 
  2. Von den Hinterweltlern (Of the Backworldsmen)
  3. Von der großen Sehnsucht (Of the Great Longing)
  4. Von den Freuden und Leidenschaften (Of the Joys and Passions)
  5. Das Grablied (The Grave-Song)
  6. Von der Wissenschaft (Of Science)
  7. Der Genesende (The Convalescent)
  8. Das Tanzlied (The Dance Song)
  9. Nachtwandlerlied (Song of the Night Wanderer)
Don Juan, tone poem op. 20

   10. Don Juan

Royal Concertgebouw Orchestra
Bernard Haitink, conductor
Herman Krebbers, violin

Рихард Штраус (1864-1949)
Так говорил Заратустра, симфоническая поэма
Дон Жуан, симфоническая поэма
Royal Concertgebouw Orchestra
Дирижёр Бернард Хайтинк
Герман Кребберс, скрипка

Так говорил Зарату́стра (нем. Also sprach Zarathustra; англ. Thus Spoke Zarathustra) — симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением от одноимённой книги философа Фридриха Ницше.

Произведение программное, состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения – около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного (!) оркестра, используются также орган и колокол, а контрабасам приходится перестраивать инструмент до нижней до.

Премьера состоялась во Франкфурте в исполнении оркестра под управлением автора. С тех пор произведение прочно вошло в мировой симфонический репертуар, исполнялось лучшими коллективами под руководством таких мировых знаменитостей, как Герберт фон Караян, Фриц Райнер, Бернард Хайтинк. Начальные такты «Так говорил Заратустра» являются одним из самых узнаваемых мотивов в академической музыке.

Музыка из поэмы звучит в фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», в телепередаче «Что? Где? Когда?». Цитировалась Deodato, Deep Purple (во вступлении к "River Deep, Mountain High", если не ошибаюсь) и мн. др.
...
Во время премьеры в 1889 году симфонической поэмы "Дон Жуан" половина публики аплодировала в то время как другая половина шикала. Штраус знал, что он обрёл свой собственный музыкальный голос, заявив:

«Теперь я утешаю себя сознанием того, что я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишенным».

Всё это слушается, кстати, с удивительной лёгкостью.

MP3 192 kbps, 71.74 MB:
Sharebee





Комментариев нет: